Меню Главная Акции Медиа О компании Каталог Магазины Статьи и обзоры
Истории брендов

Adidas — история взлетов и падений

01 August 2013 г

Неотъемлемое право представлять Чемпионат Мира по футболу принадлежит компании Adidas, и нарушить эту давнюю европейскую традицию будет крайне сложно даже такому гиганту спортивного производства, как Nike.

От домашних тапочек до футбольных бутс

Основателем компании Adidas является Адольф Дасслер. Известным и продаваемым данный бренд стал далеко не сразу. Первоначально это был небольшой семейный бизнес по пошиву домашних тапочек и ортопедической обуви, предназначенной для тренировок инвалидов Первой мировой войны. Отец и два сына — Адольф и Рудольф — Дасслеры занимались кройкой обуви. Основа изготавливалась из списанного военного обмундирования, а подошвы — из старых автомобильных покрышек.

Тандем братьев Дасслер был гармоничным. Адольф отличался спокойным, уравновешенным характером, талантливо разрабатывал модели обуви и был хорошим производителем. Рудольф же хорошо владел коммуникативными навыками, разбирался в законах рыночной экономики и считался отличным продавцом. Именно поэтому «Обувная фабрика братьев Дасслер», основанная в 1924 году, приобрела большую популярность и стала процветающей.

В 1925 году увлеченный футболом Адольф, разработал первые в мире футбольные бутсы с шипами, выкованные талантливыми кузнецами — братьями Цейлян. Бутсы оказались настолько удобными и востребованными, что производство спортивной обуви для футбола и гимнастики стало основным направлением деятельности Дасслеров.

Взлеты и падения

1928 год был ознаменован для компании особым успехом. В этом году на Летних Олимпийских играх в Амстердаме несколько именитых спортсменов выступали в обуви от Дасслеров. После удачного дебюта спрос на продукцию компании существенно повысился, и выступления на Олимпиаде в обуви от Дасслеров стали традицией.

Переломным моментом в жизни фабрики стала Вторая мировая война. Компании пришлось переквалифицироваться с производства спортивной обуви на изготовление тренировочной обуви для немецких солдат, а после поражения Германии здания фабрик были заняты американскими солдатами, под давлением которых Адольф Дасслер был вынужден выпускать коньки для экспорта в США в течение года по контрибуции, в то время как его брат Рудольф оставался в американском лагере для военнопленных до 1946 года.

После освобождения Рудольфа из плена, братья вернулись к производству спортивной обуви. За годы войны семейное предприятие скатилось до уровня 1920 года: обувь снова приходилось шить из остатков военной амуниции, а с наёмными работниками Дасслеры расплачивались дровами. После смерти главы семьи в 1948 году Дасслеры разделили бизнес. По неизвестным причинам братья поссорились, и до конца жизни не разговаривали друг с другом. Трудно сказать, что послужило поводом для разрыва: вопрос о разделении наследства отца или обида Рудольфа на брата за то, что тот не использовал связи с американскими военными и не попытался вызволить его из лагеря. Компания Dassler распалась, и братья стали вести каждый свой бизнес. В итоге Рудольф создал компанию Puma, а Адольф стал основателем всемирно известного бренда Adidas (аббревиатура от Adi Dassler).

Каждый из братьев стал успешным бизнесменом, однако общение их было настолько разграничено, что даже сотрудники одной компании не могли пить то же пиво, что сотрудники другой, а их дети, соответственно, не могли учиться в одних и тех же школах. И по сей день ни один из сотрудников Puma никогда не позволяет себе надеть обувь Adidas, а сотрудники Adidas, в свою очередь, не носят обуви Puma.

Удачный старт Adidas

В 1949 году Адольф Дасслер изобрел первые в мире бутсы со съемными шипами, в 1950 г. — бутсы для игры в футбол при неблагоприятных погодных условиях, а в 1952 году на Олимпиаде в Хельсинки большинство спортсменов выступали в обуви от Adidas, после чего компания взяла курс на расширение ассортимента.

На сегодняшний день Adidas ассоциируется не только с футбольной обувью. Под этой маркой производятся спортивные сумки, костюмы, куртки, аксессуары. В 50-ых годах производством такого рода продукции руководил Вилли Зельтенрайх, он же и сшил первую партию костюмов с фирменными тремя полосками вдоль рукавов.

1954 год был ознаменован новым триумфом Adidas, когда сборная Германии, обутая в бутсы от Адольфа Дасслера, одержала победу в Чемпионате Мира по футболу. Адольф лично тестировал свою инновационную обувь на матчах в Берне, под его руководством бутсы игроков регулировали по высоте съёмных шипов, приспосабливая к погодным условиям и грунту игрового поля. С этого момента спортсмены выступали в обуви Adidas в Риме(1960), Токио (1964), Мехико (1968). Продукция Adidas постепенно стала ассоциироваться с победами и блеском золотых медалей.

Спортсмены сборной Германии по футболу выиграли Чемпионат Европы, а потом взяли и Кубок Мира, и в 1970 году мяч Adidas Telstar получил статус официального мяча Чемпионата Мира по футболу. Это был первый официальный мяч на мировом первенстве, дизайн которого был разработан так, чтобы он был лучше виден на чёрно-белом экране. По этой причине мяч и получил название Telstar (Star of Television, «Телезвезда»). Сшитый из 12 пятиугольных и 20 шестиугольных кожаных элементов, мяч с чёрными пятиугольниками на белом фоне имел идеально круглую форму. По сходной технологии изготавливались и мячи для следующих чемпионатов.

Спустя пять лет, в 1975 году, Адольф Дасслер был принят в ряды почетных членов «Американской ассоциации спортивных товаров». До самой смерти он лично руководил компанией.

Интересные факты из жизни Адольфа Дасслера

Адольф Дасслер был непревзойдённым контролёром качества: он мог мимоходом, навскидку выявить брак в потоке обуви, сходящей с конвейера. Обнаружив, что кто-то из работников криво притачал подкладку, не до конца забил затяжной гвоздь или не вытащил из стельки скрепки, он никогда не повышал голоса, однако провинившийся долго ощущал последствия штрафных санкций: ему предлагалось надеть бракованную обувь и походить в ней. Испытываемые при этом боль и неудобство были наилучшим воспитанием ответственности к своим профессиональным обязанностям.

Внимание, с которым Адольф относился к своей продукции, поистине легендарно. Однажды ему удалось увидеть неполадки в шипованной подошве буквально с другого земного полушария! Адольф никогда не выезжал даже на крупные соревнования, если они проводились не в Европе, предпочитая следить за ними дома перед телевизором. Для наблюдения за ходом соревнований на месте существовал целый выездной штат сотрудников компании. Так было и в 1976 году во время Олимпийских Игр в Монреале. Во время забега на 400 м Адольф вдруг обратил внимание на странные движения кубинского бегуна Альберто Хуанторена: настораживало едва заметно смещение бегуна к внешнему краю дорожки на поворотах и необычную постановку стопы. Адольф позвонил в Монреаль, и после проверки обуви легкоатлета с регулируемыми шипами, созданной Адольфом специально к Олимпиаде, выяснилось, что Альберто пытался починить свою обувь и при этом увеличил высоту шипов. Эту проблему, которую сразу понял 75-летний разработчик обуви, сидя перед телевизором, не заметил никто из команды присутствующих на Играх. После того, как бутсы отрегулировали, Хуанторена завоевал золото на дистанциях 400 и 800 метров.

Смерть Адольфа Дасслера и смена хозяев

В 1978 году официальным мячом Олимпиады стал Adidas Tango. В этот же период, на 79-ом году жизни скончался Адольф Дасслер. Какое-то время компанией руководила его жена Катарина, а потом сын Хорст, после смерти которого 80% акций компании были проданы французском предпринимателю Бернарду Тапи за 440 миллионов немецких марок.

Возрождение

Оставить в забытьи такую марку, как Adidas, было бы немыслимым. Именно поэтому в 90-ых французский инвестор Луи Дрейфус переманил сотрудников из Nike и Reebok, которые начали разрабатывать оригинальные модели спортивной обуви. Стратегия компании была переориентирована на массового потребителя, причастного к спорту, и отныне была направлена не только на профессиональных спортсменов. Сбыт продукции производился теперь уже не через торговые сети, а через вновь созданные собственные фирменные магазины. В 1994 году мяч Adidas вновь стал официальным мячом Чемпионата Мира по футболу в США, а в1996 году компания становится генеральным спонсором Олимпийских игр, что привело к увеличению оборота продаж. Adidas стал символом американской и европейской молодежной культуры.

В 1997 году Adidas перекупил французскую фирму Salomon Sports, специализирующуюся на производстве зимней спортивной одежды и вскоре стал вторым по величине брендом по производству спортивных товаров (после Nike). С новым названием — Adidas-Salomon AG — компания делала упор на молодёжные течения и новые виды спорта (стритбол, рэп-культура), что привело к увеличению её популярности на американском и европейском рынках.

Переломным годом для Adidas стал 2001: с назначением Герберта Хайнера председателем совета директоров произошло разделение бренда по двум направлениям. Adidas Performance приобрёл специализацию на «умных» технологиях, разработанных для облегчения спортивных тренировок, продолжая выпускать спортивные товары под привычным логотипом с тремя полосками. Adidas Originals занимается разработками в сфере моды и стиля и, в отличие от Adidas Performance, производит повседневную одежду с эмблемой 1972 года — трилистником, символизирующим три континента, участвовавших в Олимпиаде.

Совместными усилиями с английским дизайнером Стеллой Маккартни в 2004 г. была создана линия женской одежды для тенниса, плавания, бега и фитнеса под названием «Adidas by Stella McCartney». Ещё одна женская коллекция «Respect M.E.» была разработана с хип-хоп исполнительницей Мисси Элиот.

В настоящее время компании Adidas принадлежат бренды Reebok, Rockport, CCM, Talor Made Golf.

Широко представлен бренд Adidas в Санкт-Петербурге и других городах и регионах России.